В поисках рулевого: Хакасия снова в преддверии изменений власти?

Новый год всегда знаменуется новыми планами, стратегиями и версиями того, как мы будем дальше жить.

Новый год всегда знаменуется новыми планами, стратегиями и версиями того, как мы будем дальше жить. Вопреки желаемому консенсусу и согласию, такового на уровне общества Хакасии в глобальном смысле не возникло. Слишком велико оказалось разочарование после выборов осени 2023 года.

Кто-то откровенно обвинил «Единую Россию» и Сергея Сокола в том, что губернаторство было слито, а те, кто желал лучшего исхода Валентину Коновалову, начали понимать, что не все так радужно. И одному и другому основания есть.

В первом случае — в Хакасии на губернаторские выборы были потрачены колоссальные средства, здесь был Турчак, Карелин, да чуть ли не половина состава Государственная Дума, от которой депутаты-единороссы ездили по весям и селам и агитировали за себя и «за того парня». Государственный маховик поддержки включился настолько, что члены правительства РФ одобряли Стратегию развития команды Сокола и рисовалось солнечное будущее, но… случилось то, что случилось.

Случай, капризы здоровья — все это объективные, но в то же время сторонние факторы. Это как в спорте: без разницы, какой красоты была игра, на табло остается зафиксированным в истории только счет. Все, что было ниже победы на губернаторских выборах, всё это при таком маховике поддержки априори воспринималось для «Единой России» как поражение.

Естественно, что должность спикера Верховного Cовета для политика федерального значения, как Сергей Сокол, это рубаха не по его плечу. Все это понимают, так же как и то, что его проценты поддержки на губернаторских выборах могли обеспечить всего лишь второй тур без гарантии того, что там дальше.

Что делать? Или пытаться войти в одну воду дважды, но сильно велик риск уже полного фиаско, либо постепенно готовить почву для выхода из региона. По сути, Сергей Сокол, долгое время отсутствуя в Хакасии, и сам дает повод подтверждать данную теорию. Поэтому, если его в текущем году назначат на какой-либо ответственный участок работы на великих просторах нашей страны, маловероятно, что кто-то сильно удивится.

Коновалов. С одной стороны, он может быть совершенно спокоен, и даже итог выборов президента в случае провала явки, к нему претензий не вызовет, ведь у него своя вертикаль, свои корпоративные интересы, в первую очередь за результат выборов президента ответственность несет «Единая Россия». Но с другой стороны, республике грозит реальный финансовый и экономический коллапс. Даже не грозит – он уже идет.

Если в первую пятилетку Валентин Коновалов ехал на том заделе, который оставило правительство Зимина, то сейчас запас прочности и инерции исчерпан. Народ кипит от безобразных услуг по энергоснабжению, угольная промышленность в простое, алюминиевая – в общероссийском кризисе, золотодобыча блокируется… Добавьте к этому ещё и чрезвычайно опасный для здоровья уровень экологии. В общем, куда ни кинь – везде зияет пропасть.

И одно дело, когда на всю страну можно было говорить о социалистическом таланте, когда бюджет республики, пусть и не надолго, но де-факто вырос, а другое – когда при коммунисте во главе региона начинается жуткий кризис. Валентин Олегович и его товарищи прекрасно понимают, что для общей российской концепции и образа КПРФ это невыгодно. Лучше уйти тихо, спокойно и на высокой ноте – победителями и с бэкграундом высоких достижений.

Только вот одно «но»: делать это надо как можно быстрее, хоть сразу после выборов президента, так как уже перед Новым годом стали возникать нюансы с выдачей заработных плат. Тем более что лично для Коновалова такой шаг приемлем – система государственного управления найдет, куда пристроить «юношу» – это негласное правило.

В итоге вполне не исключено, что хакасские выборные приключения продолжатся. При раскладе, что Коновалов и Сокол уйдут из республики, может быть назначен врио губернатора. И здесь поле для различных сценариев не так очевидно, как его уже начинают представлять в кулуарах.

Лемин – достаточно отчетливо начинает продвигаться эта версия. Как громоотвод или пробный шар – не суть важно, главное, что версия продвигается. Опять же, косвенные подтверждения есть: Алексей Викторович нигде еще не заявил о том, что пойдет на второй срок главы Абакана, хотя это самое логичное и практически беспроигрышное решение.

Несмотря на то, что конкурентных выборов у Лемина еще не было, выбран он был на волне преемственности, Алексей Викторович за годы сумел создать уже и свой образ, и команду. Но следует помнить, что даже Булакин при огромной поддержке горожан отказался стать главой Хакасии. Абакан – это, конечно, львиная доля выборных голосов, но далеко не вся Хакасия. Есть Черногорск, который всегда испытывал к Абакану определенную зависть в развитии, Абаза, Сорск, Саяногорск, которым до лампочки столица. А что уж говорить о том, как относятся к мэру столицы в Аскизском, Таштыпском и уже тем более в Орджоникидзевском районе. Где-то там рядом с «Серым домом» есть хороший и умный человек, но вот наш ли он, в чьих интересах будет работать? Это своеобразная уязвимость: любовь к своему лидеру одного муниципального образования и дистанцирование от него других. Смогли бы Абрек Челтыгмашев или Елена Егорова стать главой республики? Вне всякого сомнения, по профессиональным качествам – да, но были бы они приняты всей республикой? Большие сомнения, и в этом подходе Лемин не исключение.

Вторая слабая сторона концепции Лемин-губернатор – это отсутствие федеральных связей. Точнее, на данный момент. Далеко не всегда главы муниципальных образований по статусу и своему историческому развитию таковыми обладают. Напомним, что в решении вопроса с парком Победы пришлось на помощь Алексею Викторовичу приходить Сергею Соколу, который положительно финализировал процесс, благодаря федеральным дружеским отношениям.

Как ни крути, а Хакасия без Федерации ничего сама не сделает. Мы сильно завязаны на ключевые решения, коснись практически любой сферы. Вне всякого сомнения, Лемин, если станет главой субъекта, обрастет и связями, и федеральным влиянием, но на это нужны годы, а их у Хакасии нет. Необходимо срочно решать инфраструктурные вопросы. Исходить из того, что здесь и сейчас. Те же угольные квоты на вывоз и таможенные пошлины в одночасье способны поставить нас на колени или наоборот снять многие вопросы социальной напряженности.

Алексей Лемин хорош, как подчеркивала наша редакция – это часть светлой стороны «Единой России», олицетворяющая дело и развитие. Он отлично подходит для решения городских задач, зачем лишать столицу республики качественного управления?

Чем глубже у нас экономический кризис и хаотичное управленческое отношение к муниципалитетам, тем более очевидно, что Хакасии нужен свой «Дегтярев». Внешнее лицо, не окутанное внутренними разногласиями или наоборот кумовством, одобренное президентом, с федеральными связями, не самодур, без сомнительной биографии, умный да еще и презентабельный, что для хакасского избирателя тоже немаловажно.

Поживем, конечно, увидим, что в итоге ждет Хакасию, подчас где-то в высоких кабинетах настолько упёрто гнут свою линию, не желая видеть объективных вещей, но наше дело помочь в очередной раз не наступить на тяжелые грабли, расставить верно приоритеты и задачи, где самое важное не просто победить кому-то на выборах, а направить всю республику по пути развития.

Александр Рыков

Последние новости

19 июля 2024 года Черногорским городским судом рассмотрены 2 материала об административном правонарушении по ч. 1 ст.

Путин принял участие в церемонии запуска новых металлургических объектов

Новые металлургические объекты были запущены в Донецкой народной республике, а также в Нижегородской и Челябинской областях.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *