Наука – экономике Хакасии от института естественных наук и математики ХГУ

В течение последних трёх лет научно-педагогические работники и студенты института естественных наук и математики стали одними из лидеров Хакасского госуниверситета в области фундаментальных и прикладных исследований. Объём средств, привлечённых из внешних источников для проведения научных исследований, увеличился с 2,7 млн рублей в 2021 году до 14,7 миллионов 2022 году до более 27 млн рублей в 2023 году.

Сегодня, 8 февраля, в День российской науки кандидат биологических наук, доцент, директор института естественных наук и математики Василий Анюшин рассказывает:

– Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 годы Десятилетием науки и технологий. Оно включает в себя целый комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе и Хакасии. Важнейшими задачами Десятилетия являются привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах отечественной науки для граждан России. Важной особенностью деятельности ученых ИЕНИМ является выполнение исследований, в которых нуждается экономика и социальная сфера Хакасии и всей страны. В связи с этим коллектив ИЕНИМ получает поддержку Правительства РХ и руководства университета в области реализации актуальных научных исследований.

Исследователи института успешно выполняют пять проектов в рамках научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь». Проектами по созданию новых функциональных материалов на основе углеводородного и минерального природного сырья руководит заведующий кафедрой химии и геоэкологии Сергей Бортников , этой группой уже получен ряд патентов на материалы, что позволят снизить загрязнение окружающей природной среды.  На V Межрегиональном молодёжном инновационном форуме в городе Красноярске в ноябре 2023 года в номинации «Экология и рациональное природопользование» за проект «Технология подавления угольной пыли методом гидрообеспыливания с применением химического состава» первое место завоевал студент ИЕНИМ Евгений Ворожцов .

На этой же кафедре под руководством доцента Алены Суминой успешно ведётся разработка состава на основе природного минерального сырья из месторождений Хакасии, стимулирующего водоудерживающую способность почв и оказывающего улучшение качественных и количественных показателей зерновых культур.

– Большое практическое значение для сохранения биоразнообразия растительного и животного мира и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности в регионе имеют научные исследования команды учёных кафедры биологии: Николая Ермакова , Евгения Швецова , Тамары Злотниковой , Татьяны Гельд , Евгения Анкиповича , Татьяны Леоновой , Геннадия Девяткина , Ирины Барсуковой , Анатолия Асочакова , Сергея Драгана . В 2022 году под руководством Евгения Анкиповича подготовлено и опубликовано третье издание Красной книги Республики Хакасия (растения и грибы), в 2023 году с участием учёных кафедры биологии вышло 3-е издание Красной книги РХ (животные). Все эти исследования ведутся с привлечением ведущих ученых России и студентов ХГУ.

Большое значение для решения актуальных вопросов глобальной и региональной климатической повестки имеет проходящее под руководством доцента Елены Жуковой исследование секвестрации углерода растительностью Хакасии, в том числе на техногенно нарушенных территориях, и разработка на этой основе информационной платформы для сбора и обработки результатов долговременных наблюдений и моделирования потоков парниковых газов, тепла и влаги.

Важное прикладное значение для строительства имеют исследования гидрометеорологических условий на территориях земельных участков, выполняемые под руководством доцента кафедры химии и геоэкологии Марины Махровой, – отметил Василий Анюшин.

Серьёзные фундаментальные исследования мирового уровня в области создания новых функциональных наноматериалов методом моделирования  проводятся учёными кафедры математики, физики и информационных технологий под руководством заведующего кафедрой доктора физико-математических наук, профессора Юрия Гафнера . Эффективная команда кафедры ( Светлана Гафнер , Лариса Редель , Жанна Головенько , молодые исследователи Дарья Рыжкова , Арина Череповская и другие) успешно разрабатывают технологические принципы создания требуемой формы и структуры нанокластеров ряда металлов и сплавов для использования их в различных областях применения.

Одним из наиболее ярких результатов исследований Юрия Гафнера с соавторами стала разработка наночастиц со специальной геометрией, внедрение которых в светодиоды позволят многократно увеличить срок службы и световую эффективность светодиодов для экранов телевизоров и других приборов нового поколения. Это открытие получило летом 2023 года широкое освещение в полтора десятков федеральных СМИ.

Научные коллективы всех институтов ХГУ готовы и далее плодотворно сотрудничать с Правительством Хакасии, научными и образовательными организациями – партнёрами, хозяйствующими субъектами, природоохранными организациями и образовательными учреждениями в реализации задач научно-технологического и социально-экономического развития республики.