Валерий Старостин о финансовых нарушениях в Усть-Абаканском районе и отставке Сокола
Фото: 19rusinfo.ru Редакция 19rusinfo.ru уже рассказывала своим читателям о нарушениях финансовой дисциплины в администрации Усть-Абаканского района.
Редакция 19rusinfo.ru уже рассказывала своим читателям о нарушениях финансовой дисциплины в администрации Усть-Абаканского района. В частности, речь шла о том, что местной главой Еленой Егоровой регулярно превышаются нормативы по зарплате работникам администрации. Эти нормативы рассчитывает и устанавливает министерство финансов Хакасии для всех городов и районов.
Прокомментировать ситуацию согласился депутат Верховного Совета от Усть-Абаканского района Валерий Старостин. Согласился он ответить и на другие вопросы редакции, в т.ч., касающиеся возможной отставки спикера Верховного Совета, а также губернаторского вето на закон о межбюджетных отношениях в Хакасии.
- Валерий Николаевич, что вам известно о превышении зарплатных нормативов для чиновников районной администрации?
- Вы правильно сказали про Усть-Абаканский район. Я просто хотел бы привести две цифры для наших читателей и зрителей. На 1 января 2024 года сумма превышения Усть-Абаканским районом 33 млн 600 тыс. рублей.
Вы правильно сказали - эти деньги идут не на зарплату всего района, работников образования, культуры. Нет. Эти деньги идут на оплату труда депутатов, выборных должностей местного управления, осуществляющих свои полномочия на постоянной муниципальной службе. Это не касается техничек, это не касается водителей. Вы должны это понимать.
Просто привожу пример. На 1 января 2025 года наш Усть-Абаканский район превысил этот норматив на 33,5 млн. Таких муниципалитетов у нас, которые постоянно нарушают соглашение, четыре.
- А как это объясняет администрация?
- Объясняет просто: «Хочу платить больше людям зарплату».
Я тоже за то, чтобы люди больше зарабатывали. Я не против этого. Но взять соседний Алтайский район. Там заместители – это руководители очень высокого ранга, бывшие министры. Я думаю, у них тоже зарплата не маленькая. Они тоже работают, и им достаточно.
Я за то, чтобы не выделять какой-то муниципалитет и одному главе поднимать зарплату в убыток району. Эти же 30 млн можно было потратить на ремонт школ, садиков, клубов в Усть-Абаканском районе. Там работы непочатый край. И почему мы, налогоплательщики, по решению одного главы повышаем зарплату для 5 или 10, 15 человек в республике? Это мне непонятно.
- Валерий Николаевич, насколько мне известно, Елена Владимировна - грамотный специалист. Она может грамотно объяснить, что действительно зарплата у муниципальных служащих низкая. Вопросов нет.
Но другое дело, что она одна на всю республику такая. Есть Ширинский район, но там поменьше, там не 30 миллионов перерасход по нормативу зарплатному. У нас 13 муниципальных образований: 5 городов, 8 районов. Из этого числа только в 4-х появляется необходимость таким образом поступать.
- Практически в одном. Потому что всех тенденция на снижение, кроме Усть-Абакана. Бейский район, Боградский район - у них даже идет экономия небольшая.
Т.е. они умудряются сохранить коллектив, платить людям справедливую заработную плату, но помещаться в тот норматив, который согласован и ими же подписан с министерством финансов. А она (Елена Егорова) подписывает норматив, потом на него плюет, выкидывает его в мусорную корзину и повышает заработную плату себе и всем, кто рядом с ней находится. В других муниципальных образованиях, кроме Ширинского района, в таких масштабах переплат нет.
Я готов сказать по всем районам.
- А местные депутаты, районные, которые принимают бюджет и должны контролировать администрацию. Они себя там как чувствуют?
- Хороший вопрос. Я уже не первый год от Усть-Абаканского района все сессии районного совета стараюсь посещать. Вот живой пример, мы назвали пример о повышении зарплаты. Он на сессии Усть-Абакана не принимался два раза. Депутаты голосовали просто против.
Потом поменялся созыв, новые люди пришли. Уже нет такой школы депутатов, которые с первого же года могут прийти и разобраться в бюджете, куда тратятся деньги, и спросит. К сожалению. Сейчас там мы имеем маленькую аналогию Верховного Совета.
Есть фракция, есть люди, которые избрались от одной из партий, их большинство. И все вопросы, к сожалению, проходят просто на ура, не задавая никаких неудобных вопросов ни председателю Совета депутатов, ни главе.
- Есть мнение, что Елена Владимировна в период выборной кампании 2023 года пользовалась благосклонностью, покровительством лидера единороссов Хакасии Сергея Сокола. Может быть, она себя чувствует достаточно вольготно, рассчитывая на его поддержку?
- Вы же понимаете, для чего закон, про который мы дальше будем говорить, вообще был внесен в Верховный Совет. Это просто попытка тех же муниципалитетов, используя его как инструмент, получать дотации в полном объеме. Грубо говоря, если мы примем этот закон, преодолев вето, ситуация будет такая.
Ну нарушил Усть-Абаканский район, например, 50 миллионов. Она приходит к руководителю фракции и говорит: простите, ничего страшного. Верховный Совет голосует и тоже говорит: ну превысили, ничего страшного. Вот вам дотация опять в полном объеме.
- А правда или нет, что Елена Владимировна говорила на предвыборных встречах с участием Сокола, что она уйдет со своей должности, если победит Коновалов?
- К сожалению, я на эти встречи не был приглашен. И желания у меня не было посещать эти встречи. Не могу прокомментировать. У меня таких заявлений не было. Поэтому я не знаю.
- Хорошо, поговорим о конкретных фактах. В декабре прошлого года глава Усть-Абаканского района написала жалобу в прокуратуру Хакасии о том, что отдельные сельсоветы района ущемляются. Сторонники губернатора получают деньги, а те, кто не являются сторонником губернатора, деньги не получают. Известно вам что-то об этом?
- Конечно, нет. Никакой партийной мести нет. Нужно понимать, что в составе района единственное муниципальное образование, которое напрямую может финансироваться, это поссовет Усть-Абакана. Всё. Остальные все финансируются через региональные, федеральные программы, через район.
Речь-то идет про поселок Калинино, про который она говорит, что их все угнетают. Мы знаем почему. Потому что полномочия по продаже земель и в Калинино, и в Рассвете, и в Чапаево - это полномочия чисто района.
Район выделяет земли, переводит эти земли из сельхозназначения в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), продает эти земли. Люди покупают участки, приходят в электрические сети и говорят, дайте нам свет. А энергетики сидят и говорят, что они вообще не в курсе, что целый поселок появился где-то на окраине Рассвета, оказывается.
А потом мы получаем такое ЧС, которое был в прошлом году по энергетике. Это же проблема. Нормальный, здравый человек всегда поймет, откуда она родилась. Она не с неба упала.
Поэтому говорить, что губернатор как-то относится к одним муниципалитетам так, а к другим так, это преувеличение. Насколько я знаю, общаясь с главами в Усть-Абакане и в районе, там тоже не все так просто. Там тоже есть любимчики, которые в район спокойно заходят, им все делают, быстро финансируют и так далее.
А есть нелюбимчики, которые выбрались на пост главы (сельсовета), и глава района их гнобит, можно так сказать, недофинансирует. Не буду фамилий называть, они все прекрасно понимают, про что идет речь. У нас примерно половина глав в одном лагере, половина в другом.
Это тоже говорит о том, что глава района не просто экономический деятель, который должен зарабатывать, а ещё и политический лидер, который должен объединять вокруг себя и помогать главам муниципалитетов участвовать во всех программах.
Мне много жалоб приходит: почему район земли продает, а главы даже не знают про это. А когда главы для участия в федеральных программах обращаются за выделением земельного участка, к сожалению, все уходит на тормозах. Это факт, который есть у нас в районе, к сожалению.
- Кульминация всего этого противостояния – законопроект, который позволяет таким муниципалитетам, как Усть-Абаканский район плевать на соглашение с минфином и тратить деньги, как им нравится. И когда министерство финансов будет задавать вопросы, можно спокойно будет прикрыться Верховным Советом.
- Я считаю, что этот закон реально очень сильно унижает Верховный Совет. Мы стали, к сожалению, инструментом двух муниципалитетов. За мою политическую практику никогда такого не было. Нас никогда так не унижали, Верховный Совет в Хакасии. Мы всегда были самостоятельным законодательным органом.
Мы действительно действовали всегда из интересов всей республики. Да, мы депутаты от районов. Но в первую очередь мы депутаты республики. Мы должны беспокоиться за всех. И не только за чиновников Усть-Абаканского района, но и за граждан Орджоникидзевского, Алтайского.
И это соглашение, эта дотация, наверное, единственный был рычаг у правительства, который мог муниципалитеты сдерживать. Чтобы они видели берега, проще скажу. И сегодня мы залезли в полномочия правительства, мы нарушили федеральный закон своими действиями. Правильно, что Валентин Олегович не подписал этот законопроект. Это хорошая позиция губернатора.
Тяжело комментировать решение наших коллег. Я понимаю, у них фракционное решение. Подошли к руководителю, поговорили. Он сказал, голосуем так. У нас первый такой Верховный Совет, когда вспоминаются слова классика: «Тварь ли я дрожащая?»
- Что касается фракции КПРФ. Публиковалась информация, что не все депутаты фракции придерживались позиции минфина, и часть депутатов КПРФ проголосовала за принятие этого закона. Сейчас у вас есть консолидированная позиция?
- Это депутат от Ширинского района. Пусть это будет на её совести. Мы все результаты голосования фракции доводим до всех депутатов. Чтобы это не было какой-то тайной. Чтобы, нажимая кнопочку, не думали, что про это никто не узнает.
Нажимая кнопочку, ты несешь ответственность за свое решение. Будь добр, отвечай перед своими коллегами, как ты проголосовал. И перед своими избирателями, в первую очередь. Поэтому мы распечатываем все результаты голосования.
У нас одна депутат проголосовала «за». Я говорю: объясни. Потому что на фракции перед сессией мы, как правило, приглашаем специалистов в каком-либо направлении, которые доступным русским языком объясняют депутатам последствия этого законопроекта. Депутаты могут им свои вопросы задать напрямую.
И все равно было «за». Ну, может, попросили ее там, я не знаю. Может, от работы зависит. Не готов ответить.
- Через месяц будет сессия Верховного Совета, на которой будет повторно рассматриваться этот закон. С депутатами будет вестись работа и правительством, и Верховным Советом. Сергей Сокол уже выступил. Он объяснил: в принципе, придумали все это муниципалы, главы муниципалитетов. Поэтому они должны сейчас поработать с депутатами Верховного Совета от территорий и заставить их голосовать так, как выгоднее муниципалам. Вы эту инициативу как оцениваете?
- Руководитель Верховного Совета сегодняшний, наверное, матерый политик. Всегда проще переложить на кого-то ответственность. Мы же понимаем, откуда это все идет. Я работал с Владимиром Николаевичем Штыгашевым, и все такие непонятные потуги отсекались тогда на уровне нормальной, деловой беседы.
И таких законов у нас точно не было, где идет противоречие с правительством. Не было. Мы всегда шли в одной связке, понимая конечную цель. Мы же видим, что у нас в последнее время напряженная работа между Верховным Советом и правительством. Я считаю, что мы мешаем работать правительству, по большому счету, а не помогаем ему.
Дергая на экспертные советы, дергая еще куда-то, принимая такие законы, которые реально забивают полномочия у Минфина в Хакасии. Как пример: придет другая фирма, заберет полномочия вашего главного бухгалтера и скажет: а не проверяйте тут, мы решили, что они хорошие. Вот примерно такая ситуация.
- Не все, конечно, но главы отдельных территорий услышат посыл председателя Верховного Совета и начнут своим депутатам оказывать знаки внимания. Как они будут уговаривать депутатов?
- Я привожу цифры. На 2025-й год, на 1 января, у нас превышение по зарплатному нормативу только у Усть-Абакана. 33,5 млн. Шира – 9 млн. Они в 2 раза практически снизили превышение. Чуть-чуть Таштып, чуть-чуть Орджоникидзевский район. У остальных все в норме. С кем разговаривать-то? С теми депутатами, которые полностью получают дотации для района? Ну поговорите. Не будете вы получать эти дотации. Вы же сделаете хуже своему району, своим избирателям. Мы же все это прекрасно понимаем. Деньги же с неба не падают.
Когда нам заявляет представитель Верховного Совета, что мы хотим знать, куда перераспределяются дотации. Ну вызовите на правительственный час. Спросите, куда перераспределилась дотация. В чем секрет-то? Секрета никакого нет, никто ничего не делает тайно, все открыто.
Задайте вопрос, куда пошли дотации. Вам отчитаются, куда они пошли. Я считаю, что дотации должны получаться в полном объеме. И тратиться не на зарплату, а действительно на ремонт школ. У нас как в потемкинской деревне: едешь - стоит школа красивая с новыми окнами. А сзади как зайдешь, за голову хватаешься. Есть куда у нас тратить в районе деньги.
- В Верховном Совете большинство в настоящий момент у депутатов «Единой России». Так сложилось, люди так проголосовали. Если «Единая Россия» преодолеет вето губернатора, т.е. закон вступит в силу, какими будут ваши действия? Будете каким-то образом разворачивать эту ситуацию?
- Жизнь покажет. Развернуть, поправить ситуацию практически невозможно. Я на сессии говорил: лучше семь раз отмерить, один раз отрезать. Когда проходят выборы и мы начинаем работать, мне кажется, надо тогда флаги маленько приспустить партийные.
Надо нацелиться на ту работу, которую мы обещали во время предвыборной кампании. Делать жизнь наших жителей лучше. И там флаги вообще не нужны. Самое главное - не амбиции какого-то одного партийного чиновника, который говорит всем голосовать так, и без разницы, что будет дальше.
У него другой карьерный рост. Он забудет про нашу республику через 2-3 года. А мы-то здесь останемся. Как мы потом смотреть в глаза будем нашим друзьям, коллегам, нашим родственникам. Вот про это надо думать в первую очередь. Не про партийные приоритеты какие-то.
- Была инициатива Татьяны Янусик по отставке Сокола. Это согласованная была позиция? Она реальна в принципе?
- Это мнение депутата. Фракция - коллегиальный орган. Чтобы заявлять от фракции, надо ее хотя бы провести. Поставить вопрос и услышать мнение других депутатов. Это во-первых. Во-вторых, я считаю, что у Татьяны Петровны, наверное, есть основания для этого.
Я думаю, она и на фракции свое мнение озвучит. Я горжусь тем, что есть у нас депутаты, которые не просто сидят, отсиживаются, прячутся за спиной, а имеют свое личное мнение, свою точку зрения. Я думаю, она выйдет на фракцию с этим предложением, а там уже фракция будет решать, какую позицию займет КПРФ в Верховном Совете.
С Валерием Старостиным беседовал политический обозреватель ИА «Хакасия» Михаил Валов
Последние новости
О проведении заседания территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
27 марта 2025 года в Администрации города Абазы состоялось первое заседание трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений между Администрацией города Абазы, работодателями и профсоюзами в 2025 году.

Уважаемые жители города Абазы!
В рамках подготовки территории г. Абазы к безаварийному прохождению паводкоопасного периода и пожароопасного сезона 2025 года проводится проверка систем оповещения населения.
Информационное сообщение
В пожарную часть № 103 г. Сорск Отряда противопожарной службы Республики Ха-касия № 10 требуются на постоянное место работы: - начальник части.

Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку