Стратегия развития Хакасии: от экстраполяции к инновациям на примере беспилотных перспектив

Перед лицом глобальных технологических трендов Хакасия стоит у рубежа: продолжать следовать пути привычного планирования или осмелиться на инновации?

Перед лицом глобальных технологических трендов Хакасия стоит у рубежа: продолжать следовать пути привычного планирования или осмелиться на инновации? Экономист Татьяна Ковалева поднимает вопрос о беспилотных перспективах как символе новаторства в стратегии развития региона. Станет ли эта сфера стартовой площадкой для изменений, определяющих экономическое будущее Хакасии?

***

Есть в использовании некоторых терминов тонкости, которые очевидны специалистам и которые, очевидно, не понимают, несмотря на занимаемые ими посты, чиновники правительства РХ.

А иначе как объяснить, что долгосрочный план у нас называют стратегией развития Республики Хакасия? Объясняю, в чём разница.

Долгосрочный план строится на экстраполяции, то есть механическом переносе на будущее исторически сложившихся в прошлом тенденций.

Именно поэтому из года в год, из документа в документ в Хакасии перетекает мантра о развитии сельского хозяйства, туризма и добычи полезных ископаемых. В связи с чем возник вопрос, который многократно задавался товарищам из экономического блока, но ответ на который так получен и не был: какой смысл они вкладывают в развитие этих отраслей? Каких показателей хотят, чтобы эти отрасли достигли, и достаточно ли этого будет для того, что республика превратилась из дотационной в регион, который в состоянии самостоятельно финансировать свои текущие расходы?

Стратегическое же планирование основывается на оценке происходящих сегодня изменений и того, к чему в будущем эти социальные и технологические новации могут привести, чтобы обосновать выбор или, как говорится, сделать текущую ставку на те или иные проекты, реализация которых обеспечит в будущем улучшение качества жизни населения региона.

Экономика – это всегда об эффективности использования ресурсов, и если сделанные «ставки» не приносят желаемого, то, может быть, пора менять инструменты планирования и организации деятельности? Оглядеться на тот движ, который происходит в соседних регионах, и начать меняться, а не заниматься переносом на будущее того, что было в прошлом?

Причём ничего не надо изобретать, так как на федеральном уровне всё уже придумано и основные стратегические инструменты в виде национальных проектов по определённым направлениям, по которым Россия стремится занять доминирующее положение на глобальном рынке, уже существуют.

Например, напомню, что о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), как о завтрашнем дне усиленно заговорили лет 5 назад, а с момента начала СВО процесс развития БПЛА как оружия ускорился многократно. Беспилотники разных типов, для решения различных задач, средства защиты от них – без этого современные военные действия уже невозможно представить.

А ведь ещё два года назад наша страна не производила БПЛА в необходимом объёме, и мы на момент начала СВО не обладали суверенными технологиями в этой области.

Время ускоряется в кризисных ситуациях, и в ответ на эти вызовы в прошлом году была принята стратегия развития беспилотных летательных систем – национальный проект, который даёт практически неограниченные возможности для строительства новой отрасли экономики и создания новых рынков.

Планировалось, что в регионах развитие начнётся по направлениям: производство, обучение пользователей и открытие центров коллективного пользования. То есть представители институтов развития, министерств и ведомств региона собирают людей, которые производят БПЛА или средства защиты от них, и сначала выясняют, какой технологический и технологический задел фактически есть, и затем решают, как в дальнейшем это можно развивать, что для этого нужно. Организуют курсы операторов БПЛА в различных форматах для школьников, для призывников, для сотрудников организаций, которые потенциально могут использовать их в своей практической деятельности.

Скорость технологических изменений нарастает, и ещё недавно мы говорили об электромобилях с усмешкой, но сегодня уже считается нормальным для уважающей себя сети заправок ставить колонки для подзарядки электромобилей. Так же и с использованием БПЛА в обычной жизни: для обследования состояния электрических сетей, обработки полей ядохимикатами, внесение удобрений, на основе фотографий, сделанных БПЛА, и специального программного обеспечения, расчёт вегетативного индекса для корректировки ухода за растениями при ведении «умного» сельского хозяйства, контроля за состоянием лесов, границ хозяйственной деятельности человека и т.д.

В дальнейшем планируется, что, начиная с определённого размера, БПЛА будут находится на учёте, их полёты регистрироваться через специальные цифровые сервисы, а пользоваться «большими птичками» можно будет только через центры коллективного пользования, также будут созданы специальные полигоны для проведения различных соревнований с использованием БПЛА.

Объём финансирования на развитие этой отрасли в нашей стране из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд рублей. Еще 143,6 млрд собираются выделить регионы, которые включились в реализацию этого проекта.

Те регионы, которые в прошлом году проработали и подготовили все необходимые документы и создали необходимые для участия в проекте научно-производственные центры получили на реализацию заявленных мероприятий до 4 млрд руб.

А что Хакасия? У нас уже есть предприниматели, которые собирают БПЛА. Да, это пока сборка, но с этого начинается процесс обратного инжиниринга. Посмотрели, разобрали, подумали, что заменить на отечественное, а что производить самим, и вот уже в регионе появилось новое производство, началась складываться новая отрасль, появились новые перспективы.

Поскольку сегодня небо для полётов БПЛА закрыто, то организованное обучения пилотов БПЛА возможно только с разрешения и под руководством соответствующих региональных структур, и очень бы хотелось, чтобы это обучение для всех желающих стало доступным, а для школьников и учащихся СПО просто обязательным, так как пробуждает интерес к технике, инженерным наукам и современным технологиям.

Центры коллективного использования – это хранилища и сервис по обслуживанию и ремонту БПЛА, а также специалисты – операторы БПЛА, которых можно привлекать для решения тех или иных задач, это те самые новые рабочие места для квалифицированных специалистов, поступления в бюджеты разных уровней и т.д.

И почему бы не рассмотреть вопрос о строительстве полигона для проведения соревнования с использованием БПЛА? Поскольку мы находимся на удалении от зоны СВО, то уверена, что правительство РХ может своим решение выделить какую-то территорию, где обучать бойцов практике пилотирования и обслуживания БПЛА.

Если кому-нибудь будет интересно, то я готова передать проект Положения о проведении соревнования с использованием БПЛА для школьников, которое было мною разработано по заказу другого региона, чтобы организовать и провести такие соревнования в Республике Хакасия.

Это только один пример того, какие изменения и как быстро происходят сегодня в технике и технологиях и как это отражается на нашей жизни. И либо мы в Хакасии продолжаем прилагать усилия для того, чтобы этого не замечать, либо признаём изменения и переходим от долгосрочного планирования, то есть переноса прошлого на будущее, к стратегическому планированию будущего с учётом всех тех изменений, которые уже невозможно игнорировать.

Татьяна Ковалева

Артём Королёв

Последние новости

Путин принял участие в церемонии запуска новых металлургических объектов

Новые металлургические объекты были запущены в Донецкой народной республике, а также в Нижегородской и Челябинской областях.

В СФР ответили на вопросы жителей Хакасии о соцобеспечении

В Отделении Социального фонда России по Хакасии ответили на актуальные вопросы о соцобеспечении, поступившие от жителей республики.

О последствиях управления в состоянии утомления или болезни

Изображение сгенерировано нейросетью Сотрудники Госавтоинспекции акцентируют внимание водителей на то, что усталость или болезненное состояние могут стать причиной трагедии.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *