Стратегия развития Хакасии: от экстраполяции к инновациям на примере беспилотных перспектив

Перед лицом глобальных технологических трендов Хакасия стоит у рубежа: продолжать следовать пути привычного планирования или осмелиться на инновации?

Перед лицом глобальных технологических трендов Хакасия стоит у рубежа: продолжать следовать пути привычного планирования или осмелиться на инновации? Экономист Татьяна Ковалева поднимает вопрос о беспилотных перспективах как символе новаторства в стратегии развития региона. Станет ли эта сфера стартовой площадкой для изменений, определяющих экономическое будущее Хакасии?

***

Есть в использовании некоторых терминов тонкости, которые очевидны специалистам и которые, очевидно, не понимают, несмотря на занимаемые ими посты, чиновники правительства РХ.

А иначе как объяснить, что долгосрочный план у нас называют стратегией развития Республики Хакасия? Объясняю, в чём разница.

Долгосрочный план строится на экстраполяции, то есть механическом переносе на будущее исторически сложившихся в прошлом тенденций.

Именно поэтому из года в год, из документа в документ в Хакасии перетекает мантра о развитии сельского хозяйства, туризма и добычи полезных ископаемых. В связи с чем возник вопрос, который многократно задавался товарищам из экономического блока, но ответ на который так получен и не был: какой смысл они вкладывают в развитие этих отраслей? Каких показателей хотят, чтобы эти отрасли достигли, и достаточно ли этого будет для того, что республика превратилась из дотационной в регион, который в состоянии самостоятельно финансировать свои текущие расходы?

Стратегическое же планирование основывается на оценке происходящих сегодня изменений и того, к чему в будущем эти социальные и технологические новации могут привести, чтобы обосновать выбор или, как говорится, сделать текущую ставку на те или иные проекты, реализация которых обеспечит в будущем улучшение качества жизни населения региона.

Экономика – это всегда об эффективности использования ресурсов, и если сделанные «ставки» не приносят желаемого, то, может быть, пора менять инструменты планирования и организации деятельности? Оглядеться на тот движ, который происходит в соседних регионах, и начать меняться, а не заниматься переносом на будущее того, что было в прошлом?

Причём ничего не надо изобретать, так как на федеральном уровне всё уже придумано и основные стратегические инструменты в виде национальных проектов по определённым направлениям, по которым Россия стремится занять доминирующее положение на глобальном рынке, уже существуют.

Например, напомню, что о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), как о завтрашнем дне усиленно заговорили лет 5 назад, а с момента начала СВО процесс развития БПЛА как оружия ускорился многократно. Беспилотники разных типов, для решения различных задач, средства защиты от них – без этого современные военные действия уже невозможно представить.

А ведь ещё два года назад наша страна не производила БПЛА в необходимом объёме, и мы на момент начала СВО не обладали суверенными технологиями в этой области.

Время ускоряется в кризисных ситуациях, и в ответ на эти вызовы в прошлом году была принята стратегия развития беспилотных летательных систем – национальный проект, который даёт практически неограниченные возможности для строительства новой отрасли экономики и создания новых рынков.

Планировалось, что в регионах развитие начнётся по направлениям: производство, обучение пользователей и открытие центров коллективного пользования. То есть представители институтов развития, министерств и ведомств региона собирают людей, которые производят БПЛА или средства защиты от них, и сначала выясняют, какой технологический и технологический задел фактически есть, и затем решают, как в дальнейшем это можно развивать, что для этого нужно. Организуют курсы операторов БПЛА в различных форматах для школьников, для призывников, для сотрудников организаций, которые потенциально могут использовать их в своей практической деятельности.

Скорость технологических изменений нарастает, и ещё недавно мы говорили об электромобилях с усмешкой, но сегодня уже считается нормальным для уважающей себя сети заправок ставить колонки для подзарядки электромобилей. Так же и с использованием БПЛА в обычной жизни: для обследования состояния электрических сетей, обработки полей ядохимикатами, внесение удобрений, на основе фотографий, сделанных БПЛА, и специального программного обеспечения, расчёт вегетативного индекса для корректировки ухода за растениями при ведении «умного» сельского хозяйства, контроля за состоянием лесов, границ хозяйственной деятельности человека и т.д.

В дальнейшем планируется, что, начиная с определённого размера, БПЛА будут находится на учёте, их полёты регистрироваться через специальные цифровые сервисы, а пользоваться «большими птичками» можно будет только через центры коллективного пользования, также будут созданы специальные полигоны для проведения различных соревнований с использованием БПЛА.

Объём финансирования на развитие этой отрасли в нашей стране из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд рублей. Еще 143,6 млрд собираются выделить регионы, которые включились в реализацию этого проекта.

Те регионы, которые в прошлом году проработали и подготовили все необходимые документы и создали необходимые для участия в проекте научно-производственные центры получили на реализацию заявленных мероприятий до 4 млрд руб.

А что Хакасия? У нас уже есть предприниматели, которые собирают БПЛА. Да, это пока сборка, но с этого начинается процесс обратного инжиниринга. Посмотрели, разобрали, подумали, что заменить на отечественное, а что производить самим, и вот уже в регионе появилось новое производство, началась складываться новая отрасль, появились новые перспективы.

Поскольку сегодня небо для полётов БПЛА закрыто, то организованное обучения пилотов БПЛА возможно только с разрешения и под руководством соответствующих региональных структур, и очень бы хотелось, чтобы это обучение для всех желающих стало доступным, а для школьников и учащихся СПО просто обязательным, так как пробуждает интерес к технике, инженерным наукам и современным технологиям.

Центры коллективного использования – это хранилища и сервис по обслуживанию и ремонту БПЛА, а также специалисты – операторы БПЛА, которых можно привлекать для решения тех или иных задач, это те самые новые рабочие места для квалифицированных специалистов, поступления в бюджеты разных уровней и т.д.

И почему бы не рассмотреть вопрос о строительстве полигона для проведения соревнования с использованием БПЛА? Поскольку мы находимся на удалении от зоны СВО, то уверена, что правительство РХ может своим решение выделить какую-то территорию, где обучать бойцов практике пилотирования и обслуживания БПЛА.

Если кому-нибудь будет интересно, то я готова передать проект Положения о проведении соревнования с использованием БПЛА для школьников, которое было мною разработано по заказу другого региона, чтобы организовать и провести такие соревнования в Республике Хакасия.

Это только один пример того, какие изменения и как быстро происходят сегодня в технике и технологиях и как это отражается на нашей жизни. И либо мы в Хакасии продолжаем прилагать усилия для того, чтобы этого не замечать, либо признаём изменения и переходим от долгосрочного планирования, то есть переноса прошлого на будущее, к стратегическому планированию будущего с учётом всех тех изменений, которые уже невозможно игнорировать.

Татьяна Ковалева

Артём Королёв

Последние новости

Великий Новгород: цифровые сервисы для комфорта передвижения

Проект получил высокую оценку на всероссийском конкурсе.

Население города и его социальные аспекты

Обзор демографической ситуации и ее влияния на общество.

Опасности бесконтрольного применения антибиотиков

Врач-фармаколог предупреждает о растущей антимикробной резистентности.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Ухте

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *