Партнёрство с государством – мечта или реальность?
Партнёрство между государством и предпринимателями через инструменты Фонда развития промышленности превращает заёмные средства в мощный финансовый рычаг.
Партнёрство между государством и предпринимателями через инструменты Фонда развития промышленности превращает заёмные средства в мощный финансовый рычаг. Как получить льготный заем и избежать распространенных ошибок, рассказывает кандидат экономических наук Татьяна Ковалева.
***
Партнёрство, если совсем просто, это совместная деятельность равноправных участников для достижения значимых для них целей.
Считаю, что инструменты Фонда развития промышленности (ФРП), а именно, льготные займы для создания и производства новой продукции, обновления основных фондов и т.д., делают предпринимателя и государство равноправными партнёрами.
При этом каждый из участников этого партнёрства стремится к достижению своих целей.
Предприниматель хочет обновить оборудование. Логичным видится решение приобрести оборудование за счет заёмных средств, далее, используя его, произвести продукцию и получить дополнительную прибыль, часть которой затем направить на оплату процентов за пользование этими средствами, а часть останется в его распоряжении, в этом суть финансового рычага – увеличения масштабов производства за счёт использования заёмных средств. Однако на сегодняшний день процент за пользование заёмными средствами, предлагаемый коммерческими банками и финансовыми институтами, настолько большой, что финансовый рычаг работает в обратную сторону – не увеличивая, а сокращая масштаб деятельности.
С другой стороны, в условиях войны де-факто, объявленной нам странами-лидерами уходящей эпохи неоколониализма, отмены всего русского и тотальных санкций, введённых ими же против нашего государства, России не остаётся ничего иного, как вернуть себе технологический суверенитет, обеспечивающий не только военную, но и экономическую безопасность нашей страны.
Для достижения этой цели используются различные инструменты государственной политики, в том числе, такие как деятельность Фонда развития промышленности (ФРП), созданного для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения.
Льготные займы, которые предоставляет ФРП, позволяют предпринимателям достичь своих целей по обновлению оборудования и запуску в серийное производство новой продукции, а государству – создать условия для устойчивой работы экономики, роста объёмов производства и налогооблагаемой базы по налогам, которые затем направляются на улучшение условий и повышение качества жизни наших граждан.
Рассмотрим в качестве примера программу «Проекты развития региона», которую реализует ФРП Республики Хакасия. По ней предприниматель может получить заем от 5 до 50 млн руб. по ставке 5% и 3% при наличии банковской гарантии или при поручительстве региональной организации от и более 50% от суммы займа или при покупке отечественного оборудования на сумму 30% и более от суммы займа или в том случае, когда проект реализуется по приоритетным отраслям промышленности Республики Хакасия, на срок до 60 месяцев (5 лет) с оплатой процентов в течение первых двух лет поквартально, начиная с квартала следующего за кварталом заключения договора, причем эти суммы, уплаченные за пользование средствами займа, можно отнести на стоимость приобретённого основного средства и затем, в виде амортизационных отчислений, отнести на расходы, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Минимальный общий бюджет (формально ограничений по максимальному бюджету нет) проекта должен быть не менее 6,25 млн руб., из которых не менее 20% – обязательное софинансирование проекта со стороны заявителя, частных инвесторов или за счёт банковских кредитов.
Для участия в программе допускаются организации, ведущие хозяйственную деятельность не менее двух лет, и которые могут предоставить свою финансовую отчётность в полном объёме для оценки финансового состояния заявителя, а также для анализа движения денежных средств, чтобы соизмерить между собой чистый денежный поток от его текущей деятельности и сумму, которую придётся раз в квартал вносить в качестве платы за пользование займом ФРП до того момента, как оборудование поступит на предприятие, будет смонтировано, введено в эксплуатацию, с его использованием будет произведена, а затем отгружена поставщикам продукция и денежные средства от её реализации поступят на расчётный счет организации для последующего использования в финансовом (расчётном) цикле.
Назову основные ошибки, которые совершают заявители при подготовке документов для участия в этой программе:
Не могут чётко объяснить, какую продукцию они собираются с использованием этого оборудования производить, новая эта продукция или старая, насколько планируется увеличить объём производства, не предоставляют заключения о востребованности продукции (изделий) на рынке, сделанного на основе маркетингового исследования, или на основе предварительных договоров поставки этой продукции с конкретными заказчиками. Не предоставляют укрупнённого описания технологии производства продукции с указанием того оборудования, которое на разных этапах производства используется сегодня, с пояснением какие станки и оснастку необходимо заменить на более производительные и что планируется сделать со старым оборудованием. Список оборудования, которое планируется закупить не привязан к помещению, в котором его планируется эксплуатировать, не понятно, как оно будет установлено – взамен существующего или для него будет выделена какая-то друга площадь, прикладывают устаревшие коммерческие предложения от поставщиков оборудования, не указывается способ доставки и монтажа оборудования, забывают о расходах на его страховку, обучение персонала. В качестве залога предлагают имущество, которое уже имеет обременение, а его заявленная стоимость не соответствует рыночной, необходимо заранее подумать о предмете залога, снять наложенные обременения, если все обязательства исполнены, заранее обратится к оценщику для подготовки отчёта об оценке активов. Не понятно, за счёт каких источников будет осуществляться софинансирование проекта. Хотя этот пункт просчитывается при правильном построении финансовой модели, так как в расходы за счёт собственных средств можно включить заработную плату сотрудников, которые будут работать в этом проекте, производя продукцию на этом оборудовании, сюда же соответственно страховые отчисления от фонда оплаты труда, расходы на транспортировку и монтаж оборудования и т.д., эти расходы в случае реализации проекта всё равно придётся оплачивать за счёт доходов от текущей деятельности, поэтому надо сначала их учесть и отнести на расходы, связанные с реализацией этого проекта. Финансовая модель не привязана к цифрам, указанным в бизнес-плане, потому что очень часто бизнес-план пишет один человек, финансовую модель делает другой, и никто целиком документы не прочитывает, что и приводит к разного рода нестыковкам, которые приводят к тому, что эксперты отклоняют заявку. Презентация, которая готовится к заявке, является стандартной, и её оформление регламентировано документацией ФРП, но очень часто (см. п.1 этого перечня) допускаются ошибки в описании продукции, формулировке значимости наращивания объёмов производства, технические ошибки в описании процесса производства, содержание презентации не соответствует тому, что представлено в бизнес-плане и т.д.Заявителю нужно быть готовым, что придётся открыть отдельный расчётный счёт, на который поступят средства займа, регулярно, ежеквартально и по итогам года, предоставлять в ФРП отчёт о соответствии получаемых результатов тому, что было указано в заявке, вести отдельный учёт расходования средств займа, все платёжные поручения прикладывать к отчёту, суммы расходов не должны более чем на 10% отклоняться от запланированных, такое изменение придётся обосновать и согласовывать с ФРП и т.д.
Сложным это всё кажется, только когда готовишь заявку и реализуешь проект на средства ФРП, в первый раз. Как показывает практика, предприниматели заем на обновление основных средств возвращают значительно раньше, чем указано в договоре, и вновь подают заявку на участие в различных программах, которые реализует ФРП.
Итак, если вы планируете получить заем ФРП по льготной ставке, то сначала внимательно изучите положение программы, в которой вы хотите принять участие, чтобы соизмерить требования к заявителю, которые там указаны, с деятельностью вашего предприятия. Если что-то не понятно, то вы всегда можете обратится в ФРП Республики Хакасия, там вам дадут подробную консультацию по всем вопросам, связанным с подготовкой заявки.
Посмотрите на вашу финансовую отчётность, какой финансовый результат у вас по итогам двух последних лет, достаточно ли этой суммы, чтобы погасить проценты за пользование заёмными средствами на начальном этапе и т.д., в общем постарайтесь избежать тех ошибок, что были перечислены ранее.
Мы говорим о партнёрстве, то есть государство даёт предпринимателю ресурс на льготных условиях и хочет получить от этого вложения отдачу. Если ваша организация занимается уклонением от налогов, используя дробление бизнеса, чтобы оставаться на упрощенке, переводит сотрудников на самозанятость и т.д., и вы при этом хотите, чтобы вам дали заем на льготных условиях просто потому, что вы этого хотите, то так не получится, поскольку партнёрство предпринимателя и государства — это не по любви, это по точному расчёту, и именно это ведёт участников этого партнёрства к успеху.
Татьяна Ковалева
Артём КоролёвПоследние новости
Взрывные работы в Хакасии
04 декабря 2024 года в Усть-Абаканском районе пройдут запланированные взрывные работы.
Правообладатели объектов недвижимости в Абакане
Департамент градостроительства сообщает о выявлении новых правообладателей.
Бесплатная диспансеризация для взрослых в России
Каждый гражданин имеет право на медицинское обследование.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку