Логистическая обочина Хакасии: в Новосибирске проект на 15 млрд и миллион контейнеров, а у нас — вопросы без ответов
В Новосибирской области наращивается строительный темп одного из ключевых логистических проектов региона — ТЛЦ «Сибирский».
В Новосибирской области наращивается строительный темп одного из ключевых логистических проектов региона — ТЛЦ «Сибирский». По информации ТАСС, к 2025 году планируется достичь полной операционной мощности комплекса, которая составит 1 миллион контейнеров ДФЭ в год.
Специфика терминала заключается в возможности обработки полносоставных контейнерных поездов, что является существенным конкурентным преимуществом. Общая площадь терминала превысит 300 га, а инвестиции в проект оцениваются в 15 миллиардов рублей.
На старте работы первой очереди центра в октябре 2023 года выступил Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ. Он подчеркнул важность проекта в контексте глобальной логистики: «После завершения строительства в 2025 году мощность терминала составит 1 млн контейнеров (ДФЭ) в год». Он также отметил, что развертывание инфраструктуры международных транспортных коридоров сегодня находится в особом фокусе внимания правительства .
Современный контейнерный терминал ТЛЦ уже сейчас демонстрирует потенциал с развитой железнодорожной инфраструктурой. Существующая конфигурация позволяет одновременно обрабатывать несколько полных поездов. В рамках проекта предусмотрены и дополнительные услуги: склады временного хранения, таможенная очистка, фитосанитарный контроль.
Развитие ТЛЦ «Сибирский» не только позволит сократить время и стоимость доставки товаров в Сибири, но и расширит экспортные возможности для местных производителей. Становление узлового транспортно-логистического центра сможет значительно оптимизировать цепочки поставок, распределив нагрузку с федеральных трасс на железнодорожную инфраструктуру.
Эта новость вызывает несколько вопросов. Во-первых, обратим внимание на то, что строительство логистических центров, по утверждению Белоусова, находится в отдельной дорожной карте правительства. Неоднократно говорилось о том, что Хакасия имеет выгодное географическое положение для создания логистического хаба, не только соединяющего близлежащие регионы, но и способного стать воротами на Восток. Но где наша республика в этом процессе? В принципе, тишины нет, но то, как реализуются проекты в Хакасии, — предмет отдельного вопроса. На прошлой неделе было заявлено о строительстве международного железнодорожного терминала. Но сразу возник вопрос о том, почему при планах увеличения пропускной способности РЖД на территории Хакасии не могут обеспечиваться даже существующие договорённости?
Читайте: В Хакасии объявлено о строительстве международного ж/д терминала: контраст на фоне проблем с текущими отгрузкамиА при более детальном рассмотрении проекта в принципе выяснилось, что заявления по реализации — это популизм или что-то ещё более странное, так как потенциал компании для основных инвестиций мало согласуется с её реальными возможностями.
Читайте: Министр экономики о новом ж/д терминале в Хакасии — воздушные замки или что похуже?При этом, даже если принять во внимание, что терминал в Хакасии начнёт работать, это только капитализация средств на отдельном рынке лесоматериалов и инвестиции на уровне 500 миллионов, что меркнет на фоне тех же новосибирских 15 миллиардов. И, учитывая заинтересованность правительства России в усилении логистических центров, ясно, что Хакасия могла бы с помощью федерального центра привлечь гораздо больше средств, чем 500 миллионов.
Комментарий по теме для нашего издания дал член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Андрей Тенишев: «Разворот на Восток потребовал развития транспортной и логистической инфраструктуры. Контейнерные перевозки морем существенно сократились – западные компании устроили бойкот, а собственного контейнерного флота у нас почти нет. Нагрузка на железную дорогу резко возросла. Отсюда проблемы с вывозом угля и не только.
С этой точки зрения любые транспортные и логистические проекты в Сибири и на Дальнем Востоке крайне важны. Транспортно-логистический центр в Новосибирске — тому пример.
В Хакасии надежды есть. Но нужно работать. В республике принято много законов об инвестициях, правительство учредило множество институтов экономического развития. Парадокс — учреждений много, а развития нет. Возникает вполне резонный вопрос об эффективности их работы и необходимости ревизии деятельности. В планах работы Верховного Совета республики на ближайшее время — совершенствование законодательства об инвестиционной политике в Хакасии. Но готова ли к этому исполнительная власть — большой вопрос».
К словам Андрея Петровича следует добавить, что не только готовность исполнительной власти Хакасии реализовывать структурные экономические проекты вызывает сомнения, но и профессиональные навыки главы субъекта Валентина Коновалова и министра экономического развития Романа Ковтуна. Не следует забывать и о председателе Верховного Совета Сергее Соколе, который в период выборов 2023 года кичился своими связями в правительстве России; была даже одобрена его Стратегия развития. Заявлялось, что силами депутатов «Единой России» эта стратегия будет реализована, но где это все? Реальных действий со стороны Сергея Сокола, который в Хакасии бывает набегами, или от председателя комитета по экономике Леонида Быкова, представляющего не только экономический блок, но и самую численную фракцию в законодательном собрании «Единая Россия», не видно. Как ветром сдуло из Хакасии и Андрея Турчака и его команду из депутатов Государственной Думы, обещавших летом для Хакасии всестороннюю помощь.
Вчера также была новость о том, что Wildberries вложит 9 млрд рублей в строительство крупного транспортно-логистического комплекса в Иркутске, сейчас компания занята поиском участка. Планируется построить порядка 150 тыс. кв. м, привлечь порядка 9 млрд рублей инвестиций и создать 7 тыс. рабочих мест.
В итоге мы в который раз уже констатируем, что Хакасии остается радоваться за сибирских соседей и признавать собственную беспомощность перед экономическими вызовами страны. Очень надеемся, что все же это явление временное.
Александр Рыков
Александр РыковПоследние новости
Великий Новгород: цифровые сервисы для комфорта передвижения
Проект получил высокую оценку на всероссийском конкурсе.
Население города и его социальные аспекты
Обзор демографической ситуации и ее влияния на общество.
Опасности бесконтрольного применения антибиотиков
Врач-фармаколог предупреждает о растущей антимикробной резистентности.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку