Логистическая обочина Хакасии: в Новосибирске проект на 15 млрд и миллион контейнеров, а у нас — вопросы без ответов

В Новосибирской области наращивается строительный темп одного из ключевых логистических проектов региона — ТЛЦ «Сибирский».

В Новосибирской области наращивается строительный темп одного из ключевых логистических проектов региона — ТЛЦ «Сибирский». По информации ТАСС, к 2025 году планируется достичь полной операционной мощности комплекса, которая составит 1 миллион контейнеров ДФЭ в год.

Специфика терминала заключается в возможности обработки полносоставных контейнерных поездов, что является существенным конкурентным преимуществом. Общая площадь терминала превысит 300 га, а инвестиции в проект оцениваются в 15 миллиардов рублей.

На старте работы первой очереди центра в октябре 2023 года выступил Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ. Он подчеркнул важность проекта в контексте глобальной логистики: «После завершения строительства в 2025 году мощность терминала составит 1 млн контейнеров (ДФЭ) в год». Он также отметил, что развертывание инфраструктуры международных транспортных коридоров сегодня находится в особом фокусе внимания правительства .

Современный контейнерный терминал ТЛЦ уже сейчас демонстрирует потенциал с развитой железнодорожной инфраструктурой. Существующая конфигурация позволяет одновременно обрабатывать несколько полных поездов. В рамках проекта предусмотрены и дополнительные услуги: склады временного хранения, таможенная очистка, фитосанитарный контроль.

Развитие ТЛЦ «Сибирский» не только позволит сократить время и стоимость доставки товаров в Сибири, но и расширит экспортные возможности для местных производителей. Становление узлового транспортно-логистического центра сможет значительно оптимизировать цепочки поставок, распределив нагрузку с федеральных трасс на железнодорожную инфраструктуру.

Эта новость вызывает несколько вопросов. Во-первых, обратим внимание на то, что строительство логистических центров, по утверждению Белоусова, находится в отдельной дорожной карте правительства. Неоднократно говорилось о том, что Хакасия имеет выгодное географическое положение для создания логистического хаба, не только соединяющего близлежащие регионы, но и способного стать воротами на Восток. Но где наша республика в этом процессе? В принципе, тишины нет, но то, как реализуются проекты в Хакасии, — предмет отдельного вопроса. На прошлой неделе было заявлено о строительстве международного железнодорожного терминала. Но сразу возник вопрос о том, почему при планах увеличения пропускной способности РЖД на территории Хакасии не могут обеспечиваться даже существующие договорённости?

Читайте: В Хакасии объявлено о строительстве международного ж/д терминала: контраст на фоне проблем с текущими отгрузками

А при более детальном рассмотрении проекта в принципе выяснилось, что заявления по реализации — это популизм или что-то ещё более странное, так как потенциал компании для основных инвестиций мало согласуется с её реальными возможностями.

Читайте: Министр экономики о новом ж/д терминале в Хакасии — воздушные замки или что похуже?

При этом, даже если принять во внимание, что терминал в Хакасии начнёт работать, это только капитализация средств на отдельном рынке лесоматериалов и инвестиции на уровне 500 миллионов, что меркнет на фоне тех же новосибирских 15 миллиардов. И, учитывая заинтересованность правительства России в усилении логистических центров, ясно, что Хакасия могла бы с помощью федерального центра привлечь гораздо больше средств, чем 500 миллионов.

Комментарий по теме для нашего издания дал член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Андрей Тенишев: «Разворот на Восток потребовал развития транспортной и логистической инфраструктуры. Контейнерные перевозки морем существенно сократились – западные компании устроили бойкот, а собственного контейнерного флота у нас почти нет. Нагрузка на железную дорогу резко возросла. Отсюда проблемы с вывозом угля и не только.

С этой точки зрения любые транспортные и логистические проекты в Сибири и на Дальнем Востоке крайне важны. Транспортно-логистический центр в Новосибирске — тому пример.

В Хакасии надежды есть. Но нужно работать. В республике принято много законов об инвестициях, правительство учредило множество институтов экономического развития. Парадокс — учреждений много, а развития нет. Возникает вполне резонный вопрос об эффективности их работы и необходимости ревизии деятельности. В планах работы Верховного Совета республики на ближайшее время — совершенствование законодательства об инвестиционной политике в Хакасии. Но готова ли к этому исполнительная власть — большой вопрос».

К словам Андрея Петровича следует добавить, что не только готовность исполнительной власти Хакасии реализовывать структурные экономические проекты вызывает сомнения, но и профессиональные навыки главы субъекта Валентина Коновалова и министра экономического развития Романа Ковтуна. Не следует забывать и о председателе Верховного Совета Сергее Соколе, который в период выборов 2023 года кичился своими связями в правительстве России; была даже одобрена его Стратегия развития. Заявлялось, что силами депутатов «Единой России» эта стратегия будет реализована, но где это все? Реальных действий со стороны Сергея Сокола, который в Хакасии бывает набегами, или от председателя комитета по экономике Леонида Быкова, представляющего не только экономический блок, но и самую численную фракцию в законодательном собрании «Единая Россия», не видно. Как ветром сдуло из Хакасии и Андрея Турчака и его команду из депутатов Государственной Думы, обещавших летом для Хакасии всестороннюю помощь.

Вчера также была новость о том, что Wildberries вложит 9 млрд рублей в строительство крупного транспортно-логистического комплекса в Иркутске, сейчас компания занята поиском участка. Планируется построить порядка 150 тыс. кв. м, привлечь порядка 9 млрд рублей инвестиций и создать 7 тыс. рабочих мест.

В итоге мы в который раз уже констатируем, что Хакасии остается радоваться за сибирских соседей и признавать собственную беспомощность перед экономическими вызовами страны. Очень надеемся, что все же это явление временное.

Александр Рыков

Александр Рыков

Последние новости

Путин принял участие в церемонии запуска новых металлургических объектов

Новые металлургические объекты были запущены в Донецкой народной республике, а также в Нижегородской и Челябинской областях.

В СФР ответили на вопросы жителей Хакасии о соцобеспечении

В Отделении Социального фонда России по Хакасии ответили на актуальные вопросы о соцобеспечении, поступившие от жителей республики.

О последствиях управления в состоянии утомления или болезни

Изображение сгенерировано нейросетью Сотрудники Госавтоинспекции акцентируют внимание водителей на то, что усталость или болезненное состояние могут стать причиной трагедии.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *